14 июля 2021 / 18:33

Самка с котятами и самец ирбиса попались в фотоловушки алтайского нацпарка

Самец Юнчи чаще других особей попадал на снимки камер, установленных в Сайлюгемском заповеднике. Самку не идентифицировали, однако сотрудники предполагают, что приходила барсиха Юта.

Источник фото:
Представительство WWF России в Алтае-Саянском экорегионе

«Юнчи «любит фотографироваться» чаще других ирбисов, это лидер по числу попаданий в объективы камер. Юнчи — доминантный самец с обширным индивидуальным участком, который пересекается с владениями других ирбисов, в том числе самки Юты. Возможно, Юнчи имеет отношение к потомству самки», — говорит Александр Карнаухов, старший координатор проектов представительства WWF в Алтае-Саянском экорегионе.

Самку снежного барса Юту камеры ранее фиксировали с другими выводками в 2018 году. Как установили сотрудники Сайлюгемского нацпарка, котятам снежного барса идёт второй год. Уже скоро они начнут самостоятельную жизнь. Новым особям пока дали рабочие клички.

В представительстве WWF России в Алтае-Саянском экорегионе уточнили, что с января по июнь 2021 года в рамках проекта «По следам снежного барса» эксперты проанализировали 4112 фото и видео автоматических камер. Они получили 425 изображений ирбиса, около 70 % из них были сделаны ночью, потому не всех особей возможно определить.

Снежные барсы прошли перед камерами 53 раза, отдельных особей специалисты определили по пятнам на шкуре. Несколько камер в этом полугодии были повреждены медведями. Так, совсем недавно в фотоловушку «попался» любопытный бурый мишка, который сместил камеру.

можно поделиться через
17 октября 2025 / 12:02

Аспирант из Барнаула разработал способ облегчить жизни миллионов людей

Открытия, которые могут облегчить жизнь миллионам людей, делают в лаборатории Алтайского госуниверситета. Молодой ученый Максим Чуркин нашел способ уменьшить вред от популярных обезболивающих лекарств ибупрофена и кетопрофена – тех самых, что мы принимаем при головной боли или воспалении. В каждой таблетке содержится смесь двух видов молекул: одна лечит, а вторая вызывает побочные эффекты – изжогу, тошноту, сыпь.

«Вот такие два вещества называются рацемической смесью. Разделять их можно и нужно, однако большинство компаний используют рацемическую смесь – так проще и дешевле. Мой же метод позволит разделить данную смесь на отдельные компоненты», – рассказал аспирант Алтайского государственного университета Максим Чуркин.

Существующие методы в промышленности использовать невыгодно. Алтайские ученые предлагают инновационную и, что важно, экономичную технологию – сверхкритическую флюидную хроматографию. Вместо дорогих растворителей обычный углекислый газ. В аппарат загружается смесь, и в потоке газа, находящегося под давлением, происходит разделение на вредные и полезные компоненты. Чистое действующее вещество накапливается, при этом теряя негативные свойства.

«В итоге мы получаем не смесь, в которой есть побочные свойства, а конкретно одно нужное вещество и второе как балласт, который можно и выкинуть. Бывают случаи, когда одно из веществ оказывает эффект, а второе, допустим, может бороться с раковыми клетками. Один из наших будущих проектов как раз будет связан с таким веществом», – поделился Максим Игоревич.

Аспирант работает под руководством доктора химических наук Натальи Базарновой. Исследования в области сверхкритической флюидной хроматографии в институте проводят почти 10 лет. Такой технологией в России владеют всего несколько лабораторий.

«Относительно фармсубстанций – мы это сделали первые в России, потому что групп, которые занимаются сверхкритической флюидной хроматографией, не так много. Метод сверхкритической флюидной хроматографии сейчас введен в государственную фармакопею РФ, то есть метод может быть использован для анализа фармацевтических препаратов», – отметила Наталья Базарнова.

Исследование Максима Чуркина получило высокую оценку, вышло в финал престижного всероссийского конкурса «Наука будущего – наука молодых». Следующий шаг алтайских ученых к созданию лекарств нового поколения – апробация и модернизация метода. И если его эффективность подтвердится, начнутся доклинические исследования. А значит, есть все шансы в будущем принимать лекарства без оглядки на побочные эффекты.