Информационный телеканал
Алтайского края
Реклама на Катунь 24 // (3852) 999-800
Версия для слабовидящих
12 августа 2020 / 18:10

Ученые обнаружили в воде вещество, вызывающее агрессию у человека

Низкий уровень преступности и самоубийств может быть связан с концентрацией лития в питьевой воде, следует из исследований ученых. Специалисты заметили: чем его больше, тем меньше правонарушений в регионе. Влияет ли водопровод на психическую стабильность, разбирались журналисты РИА Новости.

В конце 1980-х американские эксперты изучили состав питьевой воды в 27 округах Техаса. Исследование показало, что в районах, где в водопроводной воде много лития, гораздо меньше суицидов, убийств, грабежей и арестов, связанных с продажей и употреблением наркотиков. Разница статистически значима даже после поправки на плотность населения.

Данные выводы перекликаются с другим исследованием – о положительном воздействии лития на пациентов с агрессией или склонностью к самоубийству. Но они принимали высокие дозы – как минимум 200 миллиграммов в день. А концентрация в питьевой воде не превышает одного миллиграмма.

В 1994 году ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего показали, что даже 400 микрограммов (0,4 миллиграмма) лития в день значительно улучшают психическое состояние человека. После четырехнедельного курса бывшие наркоманы и люди, склонные к насилию, успокаивались и не проявляли агрессии.

Получается, что этот микроэлемент через водопроводную воду вполне может влиять на уровень насилия в определенном районе или городе.

Десять лет спустя гипотезу в некоторой степени подтвердили японские ученые. Они проанализировали воду в 18 муниципалитетах префектуры Оита (с населением около миллиона человек), после чего сравнили данные с числом самоубийств в этих районах.

В результате выяснилось, что даже сравнительно невысокая концентрация лития – от 0,7 до 59 микрограммов на литр – уменьшает количество суицидов. Положительный эффект столь малых доз, скорее всего, связан с постоянным употреблением воды в течение многих лет, считают авторы работы.

К похожим выводам пришли и австрийские специалисты. Они обратили внимание на то, что в десяти районах страны с самой высокой концентрацией лития в водопроводной воде в год случается 11 самоубийств на сто тысяч населения. А там, где лития критически мало, – 16.

Кроме того, микродозы этого элемента в питьевой воде способны защитить от болезни Альцгеймера и других форм деменции. Датские ученые собрали и проанализировали данные о жизни восьмисот тысяч человек. Кроме того, они изучили образцы воды, взятые на 151 водопроводной станции в Дании, и попытались определить, как повлиял литий на людей, страдающих старческим слабоумием. В выборке было 74 тысячи человек.

Выяснилось, что высокая концентрация микроэлемента снижает опасность деменции, а средняя, наоборот, увеличивает. Так, 5,1-10 микрограммов на литр воды при ежедневном потреблении повышают вероятность старческого слабоумия на 22% в сравнении с двумя-пятью микрограммами. Однако у тех, кто пьет воду с 15 микрограммами на литр и больше, риск падает на 17%.

Добавлять литий в водопроводную воду для профилактики болезни Альцгеймера преждевременно, считают авторы работы. Во-первых, пока неясно, какую концентрацию использовать. Во-вторых, высокие дозы могут быть токсичными.

В 2017 году международная группа ученых, изучив данные 3,7 миллиона человек и сопоставив их с концентрацией лития в образцах водопроводной воды, не обнаружила корреляции с уровнем насилия в регионе. Исследователи сделали осторожный вывод: если в воде меньше 31 микрограмма лития на литр, то никакого влияния на агрессию, преступность и суициды он не оказывает.

Три года спустя британские специалисты получили противоположные результаты. Они проанализировали девять работ, чьи авторы несколько лет прорабатывали этот вопрос в Великобритании, США, Австрии, Греции, Японии и Литве. Всего в поле зрения попали 1286 населенных пунктов. Выяснилось, что высокое природное содержание лития в воде действительно снижает риск самоубийства, причем это характерно и для женщин, и для мужчин.

Однако ученые отмечают: говорить о причинно-следственной связи пока рано, нужны дополнительные исследования. Только при этом условии имеет смысл обсуждать целенаправленное добавление лития в воду.

Нужно больше информации? Ищите в Яндексе!
Проекты телеканала
Эксклюзивные программы от журналистов телеканала "Катунь 24"

Актуальные новости Алтайского края от корреспондентов краевого телеканала «Катунь 24».

Встречаем утро нового прекрасного дня с ведущими телеканала «Катунь 24». Хорошее настроение гарантировано!

Ежедневное интервью с самыми интересными жителями края и гостями нашего региона.

10 июня на озере «Коралл» в садоводстве Озерное во время игры утонул 12-летний мальчик. Как сообщалось ранее, ребенок отдыхал на несанкционированном пляже со взрослыми и не умел плавать.

После трагедии возле водоема состоялся профилактический рейд. В нем приняли участие специалисты ГУ МЧС России по Алтайскому краю, 1 пожарно-спасательного отряда, Управления ГОЧС города и правоохранители.

На берегах озера провели беседы с отдыхающими и раздали памятки по безопасности у воды. Особое внимание уделили присутствию на водоеме детей.

Более того, на озере выставили временный спасательный пост, за порядком следят барнаульские спасатели.

По данным синоптиков, вечером 11 июня и ночью 12 июня в Алтайском крае ожидаются сильные дожди, грозы, град, усиление ветра до 17–22 м/с, при грозах шквалистое усиление до 25 м/с и более.

МЧС региона рекомендует переждать непогоду в капитальном строении, закрыть окна, на улице обходить рекламные щиты, не укрываться под деревьями и не стоять около стен домов (возможно падение элементов конструкций крыш и фасадов). Во время грозы нельзя находиться у водоёмов и рыбачить. Будьте осторожны.

Фото: официальный сайт Барнаула

Три барнаульских проекта стали победителями всероссийского конкурса Минпромторга «Торговля России». Столицу Алтайского края отметили за лучшие ярмарки, фестивали и магазины местных производителей, сообщили в администрации Барнаула.

В этом году на престижный конкурс поступило почти 1,4 тысячи заявок со всей страны. Эксперты оценивали участников в 12 профильных номинациях. От краевой столицы заявили дюжину проектов, три из которых жюри признало лучшими. Так, в номинации «Лучшая ярмарка» награду забрала площадка «Выбирай своё!», которую профильный городской комитет организовал ко Дню предпринимательства. Этот же комитет мэрии получил признание за создание лучшего торгового фестиваля — им стала программа «Назад в СССР», прошедшая в День города. Кроме того, победителем в категории «Лучшая фирменная сеть местного производителя» признали магазины «Алейский мясокомбинат» компании «Горизонт».

Торжественная церемония награждения победителей пройдёт в Москве с 22 по 25 июня. Награды барнаульским представителям вручат на площадке международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ритейла».