20 мая 2020, 14:31

Счетная палата выявила нарушения в использовании бюджетов в Алтайском крае

Состоялась рабочая встреча председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания Александра Романенко и председателя Счетной палаты Алтайского края Виктора Миненка. Он проинформировал спикера АКЗС об основных итогах работы Счетной палаты в 2019 году. В ходе встречи также обсуждались основные задачи и перспективы взаимодействия на 2020 год, пишет официальный сайт АКЗС. 

План работы Счетной палаты на 2019 год был сформирован с учетом предложений Законодательного Собрания. На майской сессии АКЗС председатель Палаты представит отчет о работе в прошедшем году.  Так, в 2019 году Счетной палатой проведено 89 контрольных мероприятий, из них более половины камерально (без выхода на объекты контроля). Почти в два раза по сравнению с 2018 годом возросло число экспертно-аналитических мероприятий и мониторингов. Так, только экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края в части, касающейся изменения расходных обязательств, а также корректировки параметров государственных программ было проведено 99.

 

В течение года результаты отдельных, наиболее значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на площадке Алтайского краевого Законодательного Собрания. К ним можно отнести вопросы формирования и использования средств муниципальных дорожных фондов, вопросы организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля и другие темы.

 

По результатам экспертизы проектов государственных программ Алтайского края, проводимой Счетной палатой в 2019 году, и вносимых в них изменений разработчикам было направлено 47 заключений, содержащих предложения по устранению замечаний. Виктор Миненок обратил внимание на наличие однотипных нарушений и недостатков, на которые в заключениях Счетной палаты было указано разработчикам проектов.

В 2019 году на основании предложений Счетной палаты органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления внесены изменения в действующие нормативные и иные правовые акты, а также разработан и принят ряд новых актов. Замечания и предложения Счетной палаты также учтены в 126 правовых актах, касающихся организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджетов, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности.

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания спросил, как осуществляется контроль за эффективностью и прозрачностью использования бюджетных средств.

Как пояснил Виктор Миненок, общий объем проверенных Счетной палатой в 2019 году средств составил 111,8 млрд рублей, из которых 96,3 % – это средства бюджетов всех уровней. В результате выявлены финансовые нарушения на общую сумму 6614,3 млн рублей, в том числе 17,3 млн рублей – нецелевое использование бюджетных средств (установлено в ходе проверок в муниципальных образованиях края). Кроме того, установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 1737,6 млн рублей.

Существенный прирост общей суммы выявленных финансовых нарушений во многом обусловлен результатами проверок использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Алтайского края, бюджетных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на оказание специализированной медицинской помощи.

Значительная часть выявленных финансовых нарушений по-прежнему приходится на нарушения, связанные с формированием и исполнением местных бюджетов. В 2019 году проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов проведены в Косихинском, Красногорском, Краснощековском, Курьинском, Тальменском, Усть-Пристанском, Чарышском и Шелаболихинском районах. Помимо этого, использование органами местного самоуправления Алтайского края бюджетных средств по отдельным направлениям деятельности было проверено в ходе других контрольных мероприятий.

«На сумму выявленных финансовых нарушений оказывает влияние отсутствие в большинстве муниципальных образований края четкого и отлаженного механизма по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», – отметил Виктор Миненок.

Председатель Счетной палаты также проинформировал Александра Романенко, как органы местного самоуправления исполняют рекомендации комитета АКЗС по бюджету и налогам по организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля. Результаты аналитической работы показали, что муниципальными образованиями Алтайского края внешний муниципальный финансовый контроль не осуществлялся, за исключением четырех городов, трех районов и 28 сельских поселений. Состав, структура, правовые основы деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля большинства муниципальных образований Алтайского края нуждаются в дополнительном нормативном и правовом регулировании.

Также в текущем году Счетная палата провела экспертно-аналитическое мероприятие по анализу выполнения данного губернатором Алтайского края Виктором Томенко в 2019 году протокольного поручения по созданию с 1 января 2020 года контрольно-счетных органов муниципальных районов и городских округов, соответствующих требованиям федерального законодательства. На конец 2019 года в крае было создано всего 13 контрольно-счетных органов муниципальных образований, на 15 мая 2020 года таких органов стало уже 37 (осуществляют деятельность пока 22 органа).

Как подчеркнул Виктор Миненок, Счетная палата планирует в рамках работы Совета контрольно-счетных органов Алтайского края обеспечить координацию деятельности контрольно-счетных органов районов и городов региона Алтайского края. Работа в муниципальных образованиях края по созданию контрольно-счетных органов продолжается, и в конце года Счетная палата даст ей оценку.

Виктор Миненок рассказал председателю АКЗС и о результатах мониторинга формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов муниципальных образований Алтайского края, который проводится с 2017 года. По оценке Палаты, с момента начала мониторинга произошли положительные изменения в части соблюдения большинством муниципальных образований края требований федерального законодательства о принятии нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Результаты анализа, проведенного Счетной палатой в 2019 году, показали, что несмотря на разработку и утверждение органами местного самоуправления данных нормативов и правил, в крае не решен вопрос единообразного подхода к их формированию, в связи с чем объемы расходов, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на дорожную деятельность, существенно отличаются от объемов расходов, рассчитанных в соответствии с утвержденными нормативами и правилами, как в меньшую, так и в большую сторону. Помимо этого, нуждаются в постоянном контроле вопросы устранения установленных ранее нарушений.

О результатах анализа формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов муниципальных образований края было доложено членам комитета АКЗС по бюджету и налогам. Также информация о результатах была представлена на Днях Алтайского краевого Законодательного Собрания в Первомайском районе.

В 2019 году Счетная палата в рамках работы межведомственной рабочей группы продолжила участие в деятельности по предварительному контролю за наиболее крупными закупками. Такой контроль производился на стадии, предшествующей размещению закупки в единой информационной системе. Счетная палата приняла участие в рассмотрении 638 заявок государственных и муниципальных заказчиков Алтайского края, из них по 138 заявкам (21,6% от рассмотренных) высказаны замечания и предложения. По результатам рассмотрения замечаний заказчиками произведено снижение начальной (максимальной) цены планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) на сумму 40,5 млн рублей, что позволило сэкономить бюджетные средства.

По материалам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий направлено 313 представлений и 15 предписаний, которыми предложено устранить финансовые нарушения на общую сумму 819,3 млн рублей. В течение года устранено нарушений на сумму 698,8 млн рублей. Устранение оставшихся нарушений находится на контроле.

По материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2019 году, в проверенных организациях привлечено к дисциплинарной ответственности 36 человек. Отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение года направлялись в Алтайское краевое Законодательное Собрание.

Материалы всех контрольных мероприятий, содержащих финансовые нарушения, передавались в органы прокуратуры. По итогам рассмотрения актов проверок приняты меры прокурорского реагирования: внесено 32 представления; принесено 192 протеста на муниципальные нормативные правовые акты; в адрес органов местного самоуправления направлено 153 информационных письма; в 2 случаях возбуждены дела об административных правонарушениях, по которым приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа; в отношении 2 должностных лиц применены меры дисциплинарной ответственности. По 3 материалам проведение прокурорских проверок продолжается, по остальным – меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением объектами контроля нарушений бюджетного законодательства.

Также в ходе встречи председатель Счетной палаты Алтайского края Виктор Миненок проинформировал председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания Александра Романенко о результатах контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой в настоящее время.