Doc22: в Алтайском крае обеспокоены усилением образовательной миграции

Краевые власти предлагают вузам разработать программу, которая бы снизила отток лучших выпускников алтайских школ в инорегиональные вузы. Для изучения проблемы и выработки предложений в регионе создана специальная рабочая группа.
Всерьез обсудить проблемы качества выпускников и образовательной миграции заставил руководителей вузов на Совете ректоров Алтайского края новый порядок финансирования вузов, объем которого напрямую обусловлен качеством принимаемых абитуриентов.
Характеризуя ситуацию, замначальника Главного управлении образования и молодежной политики Марина Дюбенкова сообщила, что в 2015 году в целом уменьшилось количество выпускников, поступивших в вузы. Несколько сократилось (почти на 4 процента) и количество поступивших в алтайские вузы. При этом все больше выпускников поступают в вузы соседних регионов. Реже стали выбирать высшее образование выпускники сельских школ края, однако в случае поступления сельские ребята чаще выбирают алтайские вузы. Более 60 процентов всех медалистов (по краю – 1110 человек) поступили в вузы края. А большая часть абитуриентов, уехавших за пределы края, поступала в Новосибирске. Больше всего медалистов (211) поступили в АлтГУ.
— По нашим оценкам, медалисты (а это самые мотивированные выпускники) выбирают вузы края реже в 1,3 раза, чем все остальные, — констатировала Дюбенкова.
Проректор по учебной работе АлтГУ Евгений Аничкин сообщил о сокращении числа абитуриентов, что объясняется демографическим спадом и образовательной миграцией. По его мнению, оставляет желать лучшего и подготовка выпускников школ.
Образовательная миграция. По данным 2015 года, 75 процентов барнаульских выпускников поступили в вузы. Из них 82 процентов поступили в вузы Барнаула, 18 – в вузы других регионов (в основном в Новосибирске) и за рубеж. Медалисты чаще уезжают из Алтайского края. Чуть больше половины обладателей высокого балла ЕГЭ (53 процента) продолжили образование в вузах края.
— Получается, что чем выше уровень качественной подготовки выпускников, тем выше уровень их образовательной миграции. Это значит, что меньше талантливых абитуриентов остается в крае и поступает в алтайские вузы, — посетовал Аничкин.
Снижаются в крае и показатели ЕГЭ по сравнению с общероссийскими. Если в целом по совокупности баллов отмечается положительная динамика, то увеличивается число предметов, по которым показатели ЕГЭ — ниже среднероссийских параметров. Если в 2014 году их было 5 из 11, то в 2015 стало 8. «Это тревожный сигнал!» — заметил Аничкин.
Отмечается падение рейтинговых позиций алтайский вузов в общероссийских рейтингах качества приема абитуриентов. Однако даже АлтГУ, в целом занимающий неплохие места в рейтингах, существенно отличается от многих других вузов, к примеру, по показателям приема т.н. «олимпиадников».
— Надо целенаправленно работать по формированию талантливых абитуриентов, способных эффективно осваивать высшее образование. К примеру, в рамках довузовской подготовки. Правда, вузовские преподаватели не все и не всегда адаптированы для работы со школьниками, надо создавать специальные пулы таких преподавателей в вузах.
В качестве примера такой работы Аничкин привел сетевую профильную школу, которая организована в АлтГУ, где преподаватели в он-лайн режиме обучают учащихся. Он предложил привлекать школьников, причем не только старших, но и средних классов, для участия в научно-исследовательской работе по грантам.
— Вы говорите о снижении качества подготовки абитуриентов, — обратился он к Аничкину. – Но ведь лучшие уезжают в другие регионы! Надо разобраться, почему выпускники поступают не в крае, а за его пределами, причем на те специальности, по которым в крае готовят специалистов? А если их в крае не готовят, почему мы не может открыть такие направления подготовки? Наши данные показывают, что абитуриенты уезжают в соседние регионы Сибири, а вовсе не в столицы! Надо обратить внимание и на качество работы самих вузов, и на их участие в повышении качества преподавания в школах.
«Все в ваших руках!» – подытожил, обращаясь к ректорам, Денисов и предложил создать специальную рабочую группу, которая займется изучением проблемы оттока талантливых выпускников по каждой специальности. Об этом сообщает информационно-аналитический портал doc22.
- Страница 1
- ››