26 августа 2015, 16:24

«Эти врачи должны уметь все». Как работает центр медицины катастроф

Звонок на дежурный телефон поступает каждые полчаса. От врачей районных больниц. Просьбы, как правило, две: перевезти тяжелого пациента в краевую больницу или провести сложную операцию в условиях сельской больницы, когда у местных медиков нет специального оборудования. Запись в книгу вызовов вносит диспетчер медсестра. Лариса Селицкая за экстренным пультом 3 года.Дежурит она сутки. , Врач и логист одновременно, за это время в районы края она отправляет по 12 реанимобилей. Работу свою любит. Говорит, тяжело дается только одно. 

Лариса Селицкая, медсестра по приему вызовов

— Сложности в том, что иногда звонят родственники. Например, ребеночек нетранспонтабельный по мнению врача. А родственники считают, что его нужно увезти в краевую больницу. Степень тяжести может оценить только доктор. И родственники думают, что мы просто не хотим этого сделать. Обижаются на нас.
Центр медицины катастроф обслуживает 58 дальних районов и 10 городов края. В распоряжении медиков — 28 реанимобилей. В неотложных случаях — вертолет Ми-8. Группа медиков службы экстремальной медицины работает вместе с сотрудниками МЧС. В послужном списке врачей центра катастроф такие масштабные операции, как ликвидация пожара в селе Николаевка, наводнения прошлого года.  
С 2003 года время оказания экстренной помощи в крае сократилось в два с половиной раза — тогда филиалы центра появились в Бийске, Славгороде и Рубцовске. Владимир Лукьяненко работает в Барнауле. Врачебный стаж — больше 20 лет. Будни стационарного врача когда-то променял на экстренную помощь. И не жалеет об этом. 
Владимир Лукьянченко, врач

— По городам и весям катаемся, с людьми знакомимся, опять же пытаемся спасать. У нас и оборудовано все — мы возим больных под наркозом на вентиляции легких.
В штате центра — 160 человек. Это всего 60% от необходимого. Руководитель центра Николай Шестопаров объясняет, такая работа немногим под силу. Для постоянных командировок медик должен быть физически и психически выносливым. А еще — обладать навыками 30 специалистов: хирурга, педиатра, акушера-гинеколога, невролога и прочих. И для оказания помощи, и для консультации районных коллег. 
Николай Шестопалов, директор Краевого центра медицины катастроф

— Врачи, которые работают в краевом центре, это очень квалифицированные врачи. Которые имеют право на то, чтобы консультировать врачей других, районных. 
Медики алтайской экстренной службы не раз становились лучшими на федеральном уровне. У краевого центра медицины катастроф — 4 всероссийских победы. Недавняя — в прошлом году. Однако жители края о центре медицины катастроф знают немного. И по словам Николая Шестопарова, так и должно быть. Если не знакомы — значит здоровы.