23 августа 2018, 15:51

Учёные выяснили, почему у яиц есть тупой и острый конец

Яйца большинства птиц заострены с одного конца для того, чтобы они не укатывались из гнёзд, расположенных на неровной поверхности. К такому выводу пришли биологи, наблюдавшие за жизнью арктических птиц, сообщает РИА Новости.

Учёные выяснили, что общая форма яйца и его вытянутости зависит не от размеров птицы, а от того, насколько хорошо она умеет летать и как часто она это делает. Подобные открытия заставили учёных задуматься над тем, как могли возникнуть различия в размерах тупого и острого конца яиц в ходе эволюции птиц.

«Мы обнаружили, что различия в размерах тупого и острого конца яйца сильнее всего влияли на то, как быстро оно скатывается по наклонной поверхности. Это объясняет, почему кайры и многие другие птицы, гнездящиеся на скалах и крутых берегах, откладывают очень асимметричные яйца», – рассказывает учёный Марк Хаубер из Университета Иллинойса в Чикаго.

Сравнивая кладки разных пернатых, учёные обратили внимание на необычайно остроконечные яйца толстоклювых кайр, похожие по форме на грушу. Кайры живут за Полярным кругом, устраивая гигантские колонии на отвесных скалах, расположенных у самых берегов Северного Ледовитого океана.

Во время сезона размножения они формируют пары и откладывают яйца прямо на скалах, устраивая гнёзда у самой кромки. Этот факт натолкнул учёных на мысль, что грушевидность яиц кайр может помогать им удерживаться на месте и не соскальзывать в бездну.

Они проверили, так ли это на самом деле, распечатав на 3D-принтере несколько десятков муляжей яиц кайр и других птиц, имеющих более «симметричную» форму. Как оказалось, остроконечные яйца намного хуже скатывались с наклонных поверхностей, чем их более круглые «конкуренты».

Длинные и «худые» яйца скатывались гораздо лучше, чем остальные муляжи, однако подобные характеристики влияли на вероятность их «побега» из гнезда гораздо меньше, чем различия в размерах между тупым и острым концом.

Подобным же образом, считают учёные, эволюция могла воздействовать и на другие свойства яиц, например, на размеры желтка и белка, общую массу яиц и прочие их свойства, незаметным образом влияющие на то, выживет потомство птицы или погибнет.

Дальнейшее изучение поможет ученым раскрыть секреты, как пернатые динозавры превращались в птиц и в каких условиях они жили.

20:12 28 марта 2024 Алтай