23 июля 2014, 17:21

Чем гора Пикет интересна археологам?

На вопросы Андрея Захарова отвечает археолог Ярослав Фролов.

— Вы вернулись из археологической экспедиции в Бийском районе. Выходит, гора Пикет интересна и с исторической точки зрения?
— Пикет всегда привлекал людей — и во времена Василия Макаровича Шукшина, и раньше. Название горы происходит от того, что там, скорее всего, находился наблюдательный пункт — в начале XIX века это была приграничная территория, видимо, тут был выставлен казачий пикет. Небольшая стоянка, где просто находились наблюдатели. 
Во-вторых, на горе Пикет с глубокой древности селились люди. Открыто несколько древних поселений и могильников. Есть стоянка эпохи Каменного века — Сростинская палеолитическая стоянка, поселение или городище раннескифского времени, курганы скифского времени. Практически вся древняя история Алтайского края отражена в памятниках горы Пикет.
— Что такое сросткинская культура?
— Археологи давно начали работать на горе Пикет, раскопки начались в 20-е годы XX века. В том числе работала экспедиция из Санкт-Петербурга, которую возглавлял Степан Руденко. Ей были открыты памятники Средневековья, Тюркского времени, VIII-XI веков, которые легли в основу выделения сросткинской археологической культуры. 
— А почему об этом до сих пор не заявили на всю Сибирь? Это ведь повысило бы туристический потенциал хотя бы этого отдельно взятого места.
— Памятников археологии на Алтае больше трех тысяч и сведения о них можно получить только в научных изданиях, на каких-то специальных сайтах. В этому году АлтГУ, Управление по культуре Алтайского края и научно-производственный центр «Наследие» провели работы начальной стадии музеефикации памятников на горе Пикет. По гранту Губернатора создали несколько информационных щитов, чтобы посетители, пришедшие на гору могли их посмотреть. Это самое-самое начало.
В дальнейшем планируем сделать полноценную экскурсию, которую будут проводить сотрудники заповедника Шукшина. 
— Что было самой ценной вашей находкой на месте раскопок?
— У всех археологов свои направления работы и разные ценности. В нашем случае это несколько жилищ, на основе которых можно реконструировать древнюю землянку. Надо сказать, что структурой устройства она похожа на современное человеческое жилье. Нам важно установить, как это было в древности. 
Городище на горе Пикет интересно тем, что это был довольно крупный поселок. Мы только в этом году посчитали сколько точно там было жилищ — 80. Размером от сорока до ста квадратных метров, а значит там проживало много людей, не меньше пятиста. Это была большая община.
— Вам приходилось сталкиваться с так называемыми «черными» археологами?
— Черные копатели в Алтайской крае существуют, но по моему мнению, это любители. Они начинают копать из каких-то хулиганских побуждений. Раскопать археологический памятник — очень сложное дело. Находки лежат глубоко. А профессиональных черных археологов у нас нет. 
— Мы знаем, что вам лично удавалось задерживать таких людей.
— Это были именно хулиганы. Ребята раньше ездили в археологическую экспедицию, а сейчас приехали на пикник, решили выкопать себе несколько черепков. 
— Вы работаете в центре по сохранению культурного наследия. В Алтайском крае более трех тысяч памятников, а у вас в команде 3-4 человека. Как это возможно?
— Мы стараемся делать невозможное возможным. Какие-то этапы по сохранению памятников стараемся пройти. Сейчас заканчивается работа по разработке схем территориального планирования районов, созданию планов поселений и сел. Памятники наносят на эти схемы планирования, в генпланы. Это будет одна из основ их сохранения.