03 октября 2014, 19:12

Как обучают заключённых в мужской колонии?

В эти выходные учителя всей страны отметят профессиональный праздник. Среди них и преподаватели вечерней школы лечебно-исправительного учреждения №1. Правда принять поздравления от своих учеников они не смогут из-за особенностей режима. Как сеют разумное, доброе и вечное за колючей проволокой — узнала Елена Лопатина.

Пять уроков по 40 минут. Всё как в обычной школе. Только шумных перемен не бывает. Завуч Елена Пузырная каждый день перед занятиями проводит педсовет. Напоминает правила поведения с осужденными: на личные темы не разговаривать, никаких просьб не выполнять. В случае ЧП — нажимать на тревожную кнопку. В мужской колонии педагогический коллектив полностью женский. На вопрос, не страшно ли работать с осужденными, учителя единогласно отвечают — нет.

— Мы не читаем личные дела наших учеников. Мы не смотрим, за что они здесь сидят. Наверно, если в этом копаться, будет действительно страшно входить в класс. А мы просто не рассматриваем их как преступников, — говорит Елена Пузырная, заведующая Барнаульским филиалом вечерней смены школы №2.

Самое страшное, говорят здешние учителя — не запомнить своих учеников. Все в одинаковой робе, с одинаковыми прическами. Надежда Липник работает учителем в колонии уже больше 30 лет, преподает математику. Конечно, большинство на золотые медали не претендует. Есть третьеклассники, которым за 40. Но за годы работы Надежда Петровна видела немало исключений.

— Звездочки всегда есть. Порой рассказываешь и отмечаешь, что знания попадают на благодатную почву. А иной раз думаешь — ну кто не давал ему окончить школу на воле? — рассказывает учитель математики Надежда Липник.

Елена Мартынова — учитель русского языка и литературы. После уроков — еще и художественный руководитель театральной студии для осужденных «Алтайский современник». Репетиции — возможность для заключенных почувствовать свободу, пусть и только в творчестве. Режим никто не отменял.

— Школа и театральная студия позволяют им чувствовать себя людьми. Это, наверное, самое главное, потому что здесь они отбывают наказание. Но в наказании мы не можем отказать им в каком-то общении. Наша школа и театральная студия помогают им стать более открытыми, — считает Елена Мартынова, учитель русского языка и литературы.

Оптимизм и жизненная энергия учителей передается и ученикам. Многие после школы намерены поступать в училище, которое находится здесь же. У кого-то более амбициозные планы.

— Выйти, поступить в институт. Поэтому я хочу углубиться в программу, я знаю, какие у меня минусы, со своей стороны хочу искоренить эти недостатки, — отмечает осужденный Рамазан Гелаев.

Эти учителя не смогут получить подарки в свой профессиональный праздник от своих учеников. Да это и не нужно. Обучение в школе помогает заключенным на время забыть, где они находятся. Только здесь школьники не радуются отмене урока, а огорчаются. Это и есть главный подарок для педагогов.