17 июля 2017, 06:00

Как обучение в сильном классе влияет на успеваемость детей

Многие родители стремятся выбрать для своего ребенка сильную школу или сильный класс, подразумевая под этим более высокую академическую успеваемость детей. 

Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Юлия Кузьмина в своем исследовании показала, что, несмотря на очевидные достоинства и плюсы обучения в сильных школах и классах (возможное улучшение результатов, более благоприятный школьный климат, квалифицированные учителя, мотивированные одноклассники и т.п.), существуют и негативные эффекты обучения в сильном окружении, прежде всего они касаются развития академической самооценки ученика. Под академической самооценкой понимается восприятие учеником своих способностей и умений в отношении какого-либо предмета: математики, литературы, языка и т.д.

Как правило, оценивая результаты обучения, родители и педагоги в большей степени ориентируются на оценку академических успехов, упуская из виду такие важные результаты обучения, как самооценка и мотивация. В то время, как академическая самооценка важна и может иметь долговременные последствия, как для дальнейших образовательных достижений, так и для выбора образовательных траекторий. 

В статье «Эффект «большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе?» рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере такого предмета, как математика. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России «Траектории в образовании и профессии», в котором принимали участие свыше 4000 человек. Исследование начато в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-ом и 11-ом классах (2013-2014 годы).

Данные исследования свидетельствуют о том, что даже при учете предыдущих достижений в математике и социально-экономического статуса семьи, математическая самооценка выступает важным предиктором дальнейших оценок по математике, играет важную роль для того, продолжит ли школьник обучение в общеобразовательной школе после 9 класса и захочет ли он получать высшее образование. При выборе специальности обучения академическая самооценка может играть даже большую роль, чем академические достижения.

Исследование показало, что обучение в сильном окружении может быть связано со снижением математической самооценки. Этот эффект получил название «Эффект большой лягушки в маленьком пруду». Дети в сильных коллективах «будут иметь математическую самооценку ниже, чем ученики с такими же индивидуальными достижениями в математике, но обучающиеся в классе с более низкими средними результатами», отметила Юлия Кузьмина.

Также исследование показало, что дети, обучающиеся в более сильном классе, реже говорят о наличии планов поступления в вузы, по сравнению с детьми с таким же уровнем личных достижений из более слабых классов. Этот эффект может быть объяснен теорией «относительной депривации». Ученики, обучающиеся в более успешном окружении, предъявляют повышенные требования к себе, имеют более высокий уровень притязаний, но не имеют возможности соответствовать этому уровню. Невозможность достичь желаемого уровня создает фрустрирующую ситуацию, что приводит к неудовлетворенности и отказу от достижения высоких карьерных целей в будущем.

Означает ли наличие эффекта «большой лягушки», что обучение в сильной школе или сильном классе является бесполезным или даже вредным для ребенка? Однозначного ответа нет. Исследователь считает, что позитивный или негативный эффект обучения в сильном классе связан, в первую очередь, с той позицией, которую занимает ребенок в нем. Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком классе может иметь позитивный эффект. Позитивный эффект от обучения в сильном окружении срабатывает тогда, когда ученик считает достижимым уровень тех, кто показывает результаты выше его собственных, поскольку они имеют приблизительно такой же уровень способностей.

По материалам института образования НИУ ВШЭ
Фото:
20:12 28 марта 2024 Алтай