26 мая 2017, 14:47

Роспотребнадзор планирует ввести уголовную ответственность за фальсификацию продуктов

Бороться с «продуктовыми мошенниками» Роспотребнадзор предлагает радикально. Ведомство уже подготовило законопроект о введении уголовной ответственности за фальсификат продуктов питания. Подробности «Российской газете» рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Что чаще всего подделывают?

Анна Попова: Фальсифицируют, то есть заменяют один компонент в продукте на другой, чаще всего молочные и мясные консервы (в прошлом году было выявлено 8 % фальсификата), а также молочную продукцию (обнаружено по итогам прошлогодних проверок 4,3 % фальсифицированной «молочки»). Такие находки мы видим сразу в любом регионе благодаря специальному электронному модулю, который позволяет нашим региональным управлениям передавать информацию о находках фальсификата в течение нескольких часов. По итогам этой работы 12 производств были закрыты, на 360 наименований продукции отозваны сертификаты соответствия, а по особо злостным нарушителям работаем совместно с правоохранительными органами — передали им больше 250 материалов уголовных дел.

Ужесточать ответственность за фальсификат планируете?

Анна Попова: По действующему законодательству, если производитель заявляет наличие каких-то компонентов в продуктах в определенных объемах и указывает их на упаковке, значит все это и должно содержаться в продукте. Если выявляются другие, незаявленные ингредиенты — это уже фальсификат, обман потребителя. Сейчас за подобные нарушения, которые мы выявляем, предусмотрены штрафы, до миллиона рублей, но мы настаиваем на том, чтобы за это была еще и уголовная ответственность. Подготовлен проект закона, который уже прошел все необходимые согласования. Добросовестный бизнес поддерживает шаги по ужесточению ответственности за фальсификат. А тем, кто сознательно пытается подсунуть потребителям низкопробную продукцию, не место на рынке.

Как вы оцениваете качество продуктов? 

Одни эксперты утверждают, что только 10 % продуктов некачественные, другие называют 90. Кто прав? Анна Попова: Доверяйте официальным данным — Роспотребнадзору. Сегодня показатели качества не нормируются, в технических регламентах записаны только показатели безопасности. И могу заверить — до потребителя у нас доходит безопасная продукция.

Чем опасна забракованная вами продукция? 

Анна Попова: У нас в стране довольно жесткие требования к безопасности продуктов в обороте. Сегодняшняя проблема на Западе с антибиотикорезистентностью микроорганизмов во многом связана с очень лояльными нормами и критериями по допущению антибиотиков в мясе, в яйце, в молоке — в США допустимое содержание в 10 раз выше, чем у нас. Россия на это не пошла, и мы удержали свои позиции и по рактопамину и считаем, что он не должен содержаться в мясе. Мы не позволили провести норму для соматотропного гормона. Предполагавшееся изначально положительное решение, в котором прежде всего были заинтересованы США, принято не было. Российские нормы отличаются в более жесткую сторону по нитратам, по радионуклидам, по содержанию некоторых микроорганизмов, в том числе листериям.

Какие основные нарушения? 

Анна Попова: В 2016 году наши лаборатории исследовали более пяти миллионов проб пищевой продукции. Среди находок — высокое содержание нитратов в пробах импортных бахчевых культурах, но в целом по химическим показателям отклонения минимальны — не более 0,6-0,7 %. Проводим мы исследования и по микробиологическим показателям. Здесь доля нарушений несколько выше — в год выявляется 4,3 — 4,7 % продукции, которая по микробиологии не соответствует. На этой ниве снова отличились импортные плоды и ягоды — 7 % с замечаниями, но есть претензии и к рыбной продукции (7 %), замечания по мясу птицы (5 %). И именно среди этих групп товаров из года в год и выявляются основные нарушения по микробиологии. Вся продукция изъята из оборота.