13 января 2015, 12:03

О СМИ будущего. Ко Дню российской печати

13 января — День российской печати. Медийные руководители Алтайского края поделились своими мыслями о том, какими станут СМИ в будущем. 

Дмитрий Негреев
заместитель руководителя «Сибирской медиагруппы» по информационной политике, редактор ИА «ПолитСиб.ру»
Интернет развивается, но до сих пор все виды СМИ существуют. «Сибирской медиагруппе» исполнился год, сегодня в её состав входят абсолютно все виды СМИ: газеты, радио, телевидение, журналы, интернет-сайты. Кто-то более динамично, кто-то менее, но так или иначе, развиваются все. 
Все виды СМИ будут жить достаточно долго, а, может быть, они будут жить вечно. Если помните, в известном фильме говорили, что через 20 лет будет одно сплошное ТВ, но мы знаем, что есть и ТВ, и кино, и театр. Всё немного видоизменяется, но, тем не менее, живет и существует. 
Я думаю, что в будущем все виды СМИ будут друг друга дополнять. Вот вы садитесь в самолёт, там стюардесса на тележке развозит разные газеты. И в самолёте до сих пор нельзя пользоваться электронными средствами, там нет доступа к интернету, а почитать людям хочется. Кому-то листать бумажное издание приятнее, чем читать с монитора компьютера. Кому-то интереснее слушать, потому что у него так голова устроена — легче на слух воспринимать информацию. Кому-то лучше смотреть. И нельзя забывать, что люди по-разному устроены, у каждого свои предпочтения и каждый выбирает что-то своё. Поэтому, я думаю, что ещё долго всё, что существует из СМИ сегодня, будет жить. Мне кажется, нельзя говорить, что интернет всё вытеснит, а остальное умрет.
   
Олег Купчинский
шеф-редактор газеты «Алтайская правда» 
Я думаю, что журналистика и СМИ останутся в тренде. Главный тренд — объяснять людям суть дела, помогать им ориентироваться в этом сложном мире. Это останется главным предназначением. Не манипулировать, а успокаивать и мобилизировать на добрые дела. И сами СМИ должны нести добро, чем, собственно, мы и занимаемся. 
«Алтайская правда» будет продолжаться меняться в сторону мультимедийности, в сторону более тесного взаимодействия между печатной и электронной версиями. Кроме того, добавляется компетенции у самого журналиста, он становится более конвергентным, многостаночным. 
Но если отбросить технологические изменения, то главное, повторюсь — это помогать людям ориентироваться, нести добро и вечные ценности.

Наталья Питахина

шеф-редактор телевизионных программ «Сибирской медиагруппы»
Мы очень зависим от федеральной тенденции. Сейчас идет перераспределение на рынке телесмотрения. В последнее время каналы, которые предоставляют хорошую экономическую аналитику, например, «Россия 24», РЕН ТВ, «5 канал» сильно прибавили. Соответственно, идет отток аудитории от каналов развлекательных. Поэтому нам придется с этим что-то делать. Мы находимся на развлекательном канале. Какой бы контент мы не предоставляли, канал так или иначе развлекательный. Поэтому будем что-то придумывать. Будем работать над географией программы «Наши новости». Новости телеканала «Город» станут более потребительскими. Есть идеи по поводу некоторых программ, по нишам, которые сейчас на ТВ не заняты. 
Мне кажется, связь интернета и ТВ будет всё теснее. Но, тем не менее, пока у нас в провинции останется консервативное телесмотрение. Сел у ящика — и смотришь. В интернет идут люди, которые владеют гаджетами и которые очень заняты, они не могут сесть у телевизора в определенное время. Большинство жителей края не очень богаты и не у всех есть гаджеты, которые позволяют это делать. Поэтому у нас очень консервативная аудитория, на мой взгляд. Это не повод успокаиваться, конечно, но тем не менее, мне кажется, что в этом смысле телевидение останется телевидением.

Юрий Пургин

генеральный директор ООО «Издательский дом «Алтапресс»
СМИ, безусловно, будут меняться, потому что наступает век глобальных перемен. И вопрос не только в том, что должна меняться экономика, и медиа пойдет вслед за экономикой. Я думаю, что медиа сегодня идут вперед экономики. И человек информационный, тот, кто который не может жить без информации, формируется во многом медиа. То есть нами с вами. Поэтому здесь очень важно быть на стремнине, быть впереди. Мы должны во многом опережать время. Это самое тяжелое, самое сложное, самое творческое и самое интересное. 
Будет меняться подход к освещению событий. Будет много новых форматов. Будут меняться методы взаимодействия. По сути, наступит такое время, когда наша аудитория будет полноправным производителем контента. С одной стороны, эти новые производители контента внесут много веселой путаницы, а, с другой, создадут какие-то новые интересные прецеденты, которые нам всем понравятся. И мы, наконец, будем понимать, что новость — это то, что реально волнует людей, а не нас с вами или кого-то еще. 
Мы в этом направлении уже давно начали движение. Сейчас в «Алтапрессе» идет глобальная перестройка. Нас до сих пор по инерции называют издательским домом, а на самом деле мы становимся медиадомом. А медиадом — это что-то гораздо более широкое, чем обычный ИД. Мы должны быть в интернете, мы должны быть в самых разных эфирах, мы должны быть везде: в оффлайне и онлайне.

Максим Герасимюк

начальник управления Алтайского края по печати и информации
Наступила цифровая эпоха. Безусловно, она влияет на рынок СМИ, которые находятся в определенном периоде турбулентности. Я думаю, что печатных СМИ хватит еще минимум на 20 лет. 
Я считаю, что на рынке будет идти дальнейшая консолидация средств массовой информации. У нас будет около 10 крупных сайтов, около 10 крупных влиятельных телевизионных компаний, газет. Но я уверен в том, что у нас сохранятся и районки, потому что районки — это не просто газета, это в какой-то степени и образ жизни деревенского жителя, который считает, что если он сегодня не почитал газету, то день прошел не так, как ему хотелось бы. Поэтому в районки я верю. 
Я вижу журналиста будущего. Он уже сегодня прорисовывается. Это многопрофильный специалист, который умеет вести сайт, делать фотосъемку, писать репортаж и выставлять в интернете новости. А вечером он приходит на радио и говорит там по поводу события, которое освещал. Сегодня не так важно, каким средством коммуникации ты пользуешься. Важно, насколько эффективно ты им пользуешься и насколько быстро и умело доносишь информацию до своей аудитории. 
У каждого журналиста есть еще и своя аудитория. К примеру, журналист, который работает в экономике. Сегодня он оперативно написал две-три важнейшие новости, которые определяют экономическую картину в стране. Днем он написал комментарий для сайта, а вечером пошел на радио и что-то сказал. Это, наверное, журналист будущего. Единственно, чему он пока не научился — это быть еще и оператором. Но, наверное, когда-нибудь будет придумана такая штуковина, которая позволит ему еще и снимать телевизионные репортажи. 
Что касается концентрации средств массовой информации, то, мне кажется, здесь важно говорить об аудиториях. Понятно, что в Алтайском крае эти аудитории ограничены количеством жителей. Сегодня происходит достаточно понятная концентрация читательских аудиторий в интернете. Мы имеем хорошее представление о том, что там за десятка основных информационных ресурсов имеют основных читателей. И, в общем-то, эта десятка достаточно стабильна. Кто-то спускается вниз, кто-то поднимается вверх. Но, в принципе, она остается стабильной. Занять какую-то нишу новому информагентству будет очень сложно.
С телевизионными форматами не будем загадывать. Многое определится в 2018 году и будет зависеть от того, куда пойдет цифровое телевидение и что будет с аналоговым ТВ. 
Что касается газет, то здесь, мне кажется, достаточно стабильны и показательны тиражи «Алтайской правды». Да, они сегодня не те, что были 10 лет назад, но есть предпосылки к тому, что тираж на первое полугодие удержится. Мы понимаем, что «Алтайская правда» нашла определенного читателя, который в любые годы при любых изменениях все-таки остается с газетой и будет ей верен до конца. Это важно. Газет, которые бы имели тираж от 10 тысяч экземпляров и больше, к сожалению, не так много. Я думаю, что их останется не больше десяти, а, может, их можно будет по пальцам одной руки пересчитать. Но это будут газеты влияния, к которым можно будет прислушиваться и которым можно будет доверять. 
Такую модель уже сегодня реализует издательский дом «Алтапресс» и Юрий Петрович Пургин. Соединение «Вашего дела» и «Свободного курса» — это работа на определенную аудиторию. Это газета буржуа, это газета для достаточно требовательного и квалифицированного читателя, который понимает и отделяет факты от слухов. Эта модель очень эффективна с точки зрения экономической составляющей. Мы видим, что в «Свободном курсе» достаточно много рекламы и при невысоком тираже количество рекламы позволяет перекрывать те затраты, которые несет сам издатель. Это очень важно, что удалось найти такую модель. В поисках подобной модели будут находится другие издания.
16:40 29 марта 2024 Алтай «Наши»