16 мая 2016, 16:55

Солдатский медальон погибшего на войне славгородца вручен его родственникам

Эту важную миссию выполняли руководитель краевого поискового отряда «Алтай» Николай Чайка и специалист по работе с молодежью отдела гражданского и патриотического воспитания молодежи Алтайского краевого дворца молодежи Галина Буймова. Они приехали в Славгород на торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы, для того, чтобы лично встретиться с родственниками павшего бойца.

— Редкая для поисковиков удача – найти солдатский медальон, ведь не всегда «Вахты Памяти» заканчиваются такими ценными находками, — говорил Николай Чайка. – Именно поэтому сегодняшний день – особенный… Накануне Дня Победы родные солдата, погибшего под Сталинградом, получают от него своеобразную «весточку с фронта». Хочется надеяться, что имена и других наших земляков будут возвращены из небытия.

А вот вся хронология боевого пути воина… Наш земляк Федор Шкиль 1913 года рождения, ушел на фронт осенью 1941 года. Воевал в составе 8-го гвардейского воздушно-десантного корпуса. В апреле 42-го года на базе него была сформирована 35-я стрелковая гвардейская дивизия. И в числе бывших десантников на самом напряженном участке Сталинградского фронта оказался и Федор Шкиль. В конце августа 1942 года 35-я гвардейская дивизия вступила в неравный бой с фашистами.

— В этом полку не было ни одной пушки, ни одного противотанкового ружья, — отмечает Николай Чайка, в деталях изучивший боевой путь дивизии. — У солдат при себе имелись только гранаты. Почти 90 процентов личного состава дивизии полегло за две недели боев. Среди них и наш земляк Федор Шкиль.

Одна интересная деталь…В одном полку с Федором Шкилем воевал Рубен Ибаррури, сын лидера компартии Испании. 23 августа 1942 года немецкая танковая группировка прорвалась в районе станции Котлубань, угрожая отрезать Сталинград от основной группировки советских войск. Навстречу противнику была выдвинута 35-я гвардейская стрелковая дивизия. Около суток отряд сдерживал наступление противника. В одном бою оказались Рубен Ибаррури, и Федор Шкиль. Испанский командир пулеметной роты был тяжело ранен и скончался в госпитале. А Федор Шкиль, как и многие другие безвестные бойцы, так и остался лежать на поле брани…

Спустя много лет, в 2009 году, поисковый отряд «Надежда» из Волгограда находит останки Федора Максимовича Шкиля в местечке Россошки Городищенского района (на этом месте сейчас находится военно-мемориальное кладбище). При бойце находился именной солдатский медальон. Из личных вещей — несколько довоенных монет. Поисковикам понадобились годы, чтобы отыскать родственников погибшего воина, и передать им эту святую реликвию.

Погибли трое из семи

С особым трепетом и благоговением держали в руках «послание» с войны двоюродные внуки нашего земляка, славгородцы Николай и Павел Шкиль. Их дед — родной брат Федора Максимовича Шкиля. «Спустя 70 с лишним лет мы узнали, где захоронен наш дед, который числился пропавшим без вести. Спасибо поисковикам за память, за то благородное дело, которым они занимаются», — сказали они.

До войны в семье Шкиль было семеро сыновей. Из них трое не вернулись с войны. Сам Федор Шкиль был уроженцем Славгорода, но призывался из Кемеровской области. Именно поэтому найти его родных удалось не сразу…

— Передача медальона – это особая миссия, которую невозможно воспринимать со спокойным сердцем, — говорит Николай Чайка. — Иногда родные годами и десятилетиями ничего не знают о судьбе солдат, и надеются хоть что-то узнать о погибших. И ради таких минут стоит продолжать поиски. Иногда на это уходят годы…

Родственникам Федора Максимовича Шкиля, можно сказать, повезло… С 2009-го, когда были найдены его медальон, прошло семь лет. Очень символично, что именно накануне 9 мая Федор Максимович Шкиль «передал» весточку с фронта своим родным. Он захоронен в братской могиле Россошинского района Волгограда. Это кладбище советских воинов, погибших под Сталинградом. И теперь капсула с запиской будет храниться в семье как драгоценная реликвия, — пишет Светлана Бросалина для сайта «Славгородские вести».