02 октября 2014, 12:16

Александр Карлин: алтайские продукты заменят запрещенный импорт

Губернатор Алтайского края Александр Карлин в интервью информационному агентству России «ТАСС» рассказал о том, как Алтайский край справляется с последствиями наводнения, какие продукты взамен запрещённых иностранных регион может предложить россиянам, о богатом культурном наследии Алтая и о развитии туризма. 

Беседовал Олег Елков. 

Здравствуйте, Александр Богданович! В этом году природа опять устроила проверку на прочность Алтайскому краю. Эксперты называют июньское наводнение самым мощным за последние полвека. Как в регионе справляются с последствиями паводка?


Действительно, в последние годы стихия нас пробует на прочность очень жестко. Но то, что мы пережили в конце мая и июне этого года, – беспрецедентная для Алтайского края природная катастрофа.

Наводнением в этом году у нас охвачено 21 сельская территория и 4 городских округа. Если исчислять населенными пунктами, то их 128 пострадало в результате наводнения. Всего на подтопленных территориях проживало более 43 тысяч человек. Пострадало всего 103 социальных объекта, из них, например, объектов образования 35 – это 18 школ, 10 детских садов, это объекты дополнительного образования. 28 объектов здравоохранения, объекты культуры, спорта. Серьезным образом была нарушена транспортная инфраструктура – более 260 километров автомобильных дорог с твердым покрытием было разрушено, 68 автомобильных мостов было повреждено или разрушено.
     

Такой масштаб повреждений, очевидно, требует для восстановления не только региональных средств, но и поддержки федеральных властей…


Регион не остался один на один со стихией. Буквально с первых часов развития этих событий мы получили помощь и поддержку со стороны федерального центра – самую своевременную, высокопрофессиональную и достаточную. Вопрос находился на личном контроле президента страны Владимира Владимировича Путина и председателя правительства Российской Федерации. 

Мы получили очень серьезную поддержку от министерства обороны РФ, речь идет в первую очередь о восстановлении транспортной инфраструктуры. 
Мы получили серьезные финансовые средства для оказания гражданам финансовой поддержки, для финансирования восстановительных работ, для оказания поддержки гражданам, которые полностью потеряли жилье в результате разгула стихии. Всего сегодня мы имеем возможность выдать жилищные сертификаты 349 семьям, которые полностью потеряли жилье, – это в общей сложности 1086 человек. Ресурсы государство направило очень серьезные. Конечно же, мы и сами не сидели, сложа руки, организовывали выполнение неотложных аварийно-спасательных, восстановительных работ. На сегодня мы можем сказать, что основной объем работ уже выполнен.

Отечественные сельхозпроизводители с большим энтузиазмом встретили запрет на ввоз в Россию некоторых видов иностранной продукции. Для Алтайского края, с его развитым сельским хозяйством и пищевой промышленностью, это серьезный шанс укрепить позиции на российском рынке. Какие продукты взамен иностранных регион может предложить сегодня россиянам?



Все традиционные российские продукты питания, сегодня может предложить Алтай, в очень приличных объемах. Мы два года подряд (я имею в виду 2012 и 2013 годы) ставили исторические рекорды по объемам производства муки. Мы произвели в 2012 году 1 миллион 400 тысяч тонн высококачественной муки, а в прошлом, 2013 году, без малого полтора миллиона тонн. При всем при том, что у нас еще есть резервы мощностей по производству муки. А собственно населению Алтайского края муки требуется в пределах 250-300 тысяч тонн, остальное количество мы поставляем в наши крупные мегаполисы, в первую очередь сибирские, в регионы Севера, Дальнего Востока, Урала, а также европейской части России. 

Мы выращиваем практически все крупяные культуры – и просо, и овес, и гречиху, и все это соответственно перерабатываем в прекрасную, экологически чистую продукцию. Кстати, самая лучшая манка для детского питания производится из алтайской пшеницы. А по производству гречки занимаем первую позицию в стране. В отдельные годы доля алтайской гречки на внутреннем рынке доходит до двух третей общего объема реализованной продукции. 
Каждая шестая-седьмая головка сыра, произведенная в России, это алтайский сыр: и «Советский», и «Швейцарский» – у нас в Алтайском крае производятся десятки сортов прекрасных твердых сыров, которые любят и знают в стране и за рубежом.

Насколько я понимаю, аграрный потенциал региона использован далеко еще не в полную силу. Какие приоритетные направления в развитии сельского хозяйства?


Мы считаем, что, конечно же, наш потенциал используется пока недостаточно. Вместе с тем, сегодня пашенные ресурсы в Алтайском крае вовлечены в хозяйственный оборот полностью. Замечу, что каждый десятый гектар российской пашни расположен в Алтайском крае, а это шесть с половиной миллионов гектаров. 

Поэтому, что касается растениеводческой отрасли, то здесь ресурс земельный вовлечен в хозяйственную деятельность полностью, но есть возможность с этой же самой земли получать больше продукции. Например, через технологию мелиорации, особенно на засушливых территориях. Сегодня по молоку и по продукции, которая из него производится, у России есть значительная потребность в импортозамещении – это и животное масло, и сыры, и сухое молоко, и кисломолочная продукция. Значительная доля этих продуктов в западные регионы России, в мегаполисы завозилась из-за рубежа.

У Алтайского края не только богатый аграрный потенциал, но и уникальное культурное наследие. Регион подарил миру целую плеяду талантливых людей. В чем, на ваш взгляд, секрет такой плодовитости алтайской земли? Какие меры вы предпринимаете для сохранения этого духовного наследия?


Алтайский край представляет собой уникальную площадку, где культуры и обычаи многих народов России трансформировались в органический сплав за несколько веков освоения нашей территории. 

Мы не забываем никого из наших талантливых земляков, делаем все, чтобы увековечить их память, у нас уникальные в регионе музеи, мы ими гордимся. Мы постоянно создаем новые музеи, посвященные творческому наследию, личности наших великих земляков. Например, у нас в последние годы появился музеи Роберта Ивановича Рождественского, Екатерины Федоровны Савиновой, Михаила Сергеевича Евдокимова. Сейчас мы работаем над созданием музея Валерия Сергеевича Золотухина, в планах – создание музея Ивана Александровича Пырьева, меньше года назад мы открыли уникальный мемориальный музей нашего земляка Михаила Тимофеевича Калашникова. Мы большое количество наших музеев реконструировали в последнее время. И это не просто материальные объекты, к ним прилагаются очень серьезные программы, например, по эстетическому воспитанию наших детей, подростков и молодежи.

Сейчас в российской туристической отрасли констатируют снижение зарубежных поездок россиян, растет интерес туристов к отечественным маршрутам. Алтайский край давно славится своими курортами, но русский турист избалован, ему всегда нужно что-то необычное. Что нового может предложить регионам туристам?


Все, чего ищет сердце современного туриста, можно найти у нас. Алтайский край в некотором смысле можно представить как миниатюру европейской части России. 

У нас семь почвенно-климатических зон, огромное количество уникальных природных объектов. В последнее время у нас среднегодовой темп прироста туристического потока составляет 10-15 процентов, по этому показателю мы несколько лет подряд занимаем второе место в стране после Санкт-Петербурга. Мы можем предложить разный туризм, рассчитанный на самого взыскательного и избалованного путешественника. Например, наша особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» выстроена по концепции молодежного и экстремального туризма. Там можно совершить конное путешествие, рафтинг с очень высокой степенью сложности, можно посетить прекрасные Денисовы пещеры, заниматься скалолазанием. В общей сложности, это десятки видов современного туризма, привлекательного для молодежной аудитории. И все это сегодня есть у нас в Алтайском крае.

Вы одержали уверенную победу на выборах губернатора, встречались с избирателями, знаете, чего они от вас ждут. Какие приоритеты в вашей работе на предстоящие пять лет?


Мы боролись за Алтайский край, его достойное будущее, за достойную жизнь наших людей. И на самом деле это не высокие слова. Я ведь в регионе проработал уже девять лет. 

И прошедшие девять лет – это была системная, совместная с населением, со всеми жителями края работа. В ней принимали участие не только те, кто трудится на производстве, в сельском хозяйстве; вместе со мной работали и старшее поколение, ветеранское наше движение, молодежь и дети даже вовлечены в нашу работу по обустройству родного края. 
Развивать нашу инфраструктуру, в первую очередь, дороги – они у нас сегодня стали лучшими в Сибири. Мы занимаемся в последнее время газификацией очень серьезными темпами, но нас еще это не устраивает, у нас газ пришел в 15 сельских районов, а всего у нас их 59. У нас есть проблема энергодефицитности региона, и в планах у нас – строительство крупной генерирующей электростанции на базе Мунайского угольного месторождения. И конечно же, мы намерены и дальше благоустраивать наш край, делать жизнь людей более комфортной. 
У нас 1150 школ в Алтайском крае, 85 процентов школ в сельской местности находится, из них 70 процентов малокомплектные. За годы моей работы мы построили либо реконструировали сто сельских школ. 
В целом, планов много, я думаю, они выполнимы – тем более, что они поддержаны нашими людьми.
     

Спасибо, Александр Богданович, за интересную беседу, и успехов вам в вашей нелегкой работе.